Шехеразада. Жар - птица

- Площадка:
- Самарский академический театр оперы и балета
- Дата:
- 12.09.2025 18:30
- Возрастное ограничение:
- 6+
Фестиваль «Шостакович. Над временем»
Продолжительность: 1 час 55 мин
Жар-птица
Игорь Стравинский (1882–1971)
Либретто и хореография Михаила Фокина (1910)
Реконструкция Андриса Лиепы (1994)
Декорации и костюмы Анатолия Нежного на основе эскизов Льва Бакста, Александра Головина и Михаила Фокина
Мировая премьера состоялась 25 июня 1910 года, Париж (в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева)
«Жар-птица» — первый балет Стравинского, принесший ему мировую славу. Поставленный Михаилом Фокиным на сюжет русских сказок, он стал символом синтеза авангардной музыки и традиционной хореографии.
В основе сюжета — история о том, как Иван-Царевич ловит волшебную Жар-птицу, но, тронутый её мольбами, отпускает, получив взамен заветное перо. Когда герой попадает в Кощеево царство, это перо становится его спасением: с его помощью он побеждает злого колдуна, разрушает чары и освобождает прекрасных царевен.
Премьера 1910 года в Париже вызвала восторг критиков, отметивших «огненную» энергию музыки Стравинского и новаторство Фокина.
Музыкальный руководитель и главный дирижёр – Евгений Хохлов
Дирижёр-постановщик – Евгений Хохлов
Балетмейстер-постановщик – Андрис Лиепа
Ассистенты балетмейстера-постановщика – Светлана Романова, Игорь Пиворович
Художник-постановщик, художник по костюму – Анатолий Нежный (по эскизам Льва Бакста, Александра Головина и Михаила Фокина)
Ассистент-технолог по костюмам – Елена Нецветаева-Долгалева
Художник по свету – Андрис Лиепа
Шехеразада
Николай Римский-Корсаков (1844-1908)
Либретто Льва Бакста и Михаила Фокина по мотивам арабских сказок
Хореография Михаила Фокина (1910)
Реконструкция Андриса Лиепы (1994)
Декорации и костюмы Анатолия Нежного на основе эскизов Льва Бакста
Мировая премьера состоялась 4 июня 1910 года (Парижская опера)
Балет «Шехеразада» — одна из жемчужин «Русских сезонов», созданная триадой гениев: композитором Николаем Римским-Корсаковым, хореографом Михаилом Фокиным и художником Львом Бакстом. В основу легла симфоническая сюита Римского-Корсакова (1888), вдохновлённая «Сказками 1001 ночи», но Дягилев и Фокин радикально переосмыслили её, сосредоточившись на драме гарема и страсти, а не на морских приключениях Синдбада.
В 1910 году парижская премьера балета «Шехеразада» стала значительным событием в культурной жизни Европы. Успех постановки «Русских сезонов» оказался настолько впечатляющим, что вскоре после премьеры в моду вошли восточные мотивы: парижанки стали носить шаровары и тюрбаны, напоминавшие костюмы, созданные художником Львом Бакстом, а в оформлении интерьеров и аксессуаров стали популярны орнаменты в характерной сине-оранжевой гамме.
Сергей Дягилев, задумывая этот спектакль, сделал ставку на экзотическую восточную эстетику. Особенное впечатление на публику производили Ида Рубинштейн с её царственной грацией и Вацлав Нижинский, чья выразительная пластика надолго осталась в памяти зрителей.
Хотя некоторые сцены балета, включая изображение гаремной жизни, казались современникам смелыми и даже вызывающими, главной ценностью «Шехеразады» стало гармоничное сочетание музыки, хореографии и визуального оформления. Этот спектакль не только покорил парижскую публику в 1910 году, но и сохранил свою художественную ценность для последующих поколений.
Музыкальный руководитель и главный дирижёр – Евгений Хохлов
Дирижёр-постановщик – Евгений Хохлов
Балетмейстер-постановщик – Андрис Лиепа
Ассистенты балетмейстера-постановщика – Светлана Романова, Игорь Пиворович
Художник-постановщик, художник по костюму – Анатолий Нежный (по эскизам Льва Бакста)
Ассистент-технолог по костюмам – Елена Нецветаева-Долгалева
Художник по свету – Андрис Лиепа
Мы в социальных сетях