Лебединое озеро
- Площадка:
- Самарский академический театр оперы и балета
- Дата:
- 30.01.2025 18:30
- Возрастное ограничение:
- 6+
«Лебединое озеро» — один из самых часто исполняемых балетов, настоящий символ балетного искусства. К нему приложило руку множество авторов, а количество его версий трудно подсчитать.
В 1875 году 35-летний Пётр Ильич Чайковский получил заказ на музыку к балету. К тому времени он уже был автором трёх симфоний, нескольких опер, симфонических фантазий, и отличительной чертой многих его произведений была танцевальность – балетом он увлекался уже давно.
Первая хореографическая версия «Лебединого озера», поставленная в 1877 году в московском Большом театре Вацлавом Рейзингером, оказалась неудачной. Писали, что балетмейстер продемонстрировал «замечательное уменье вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения». Спектакль быстро исчез со сцены.
В 1895 году в Санкт-Петербурге была поставлена более успешная версия Мариуса Петипа и Льва Иванова. В ней танцевал Александр Горский, который и взялся 1901 году поставить «Лебединое озеро» в Москве. Горский лишил первое действие атмосферы придворной чинности, а во втором изменил знаменитые «лебединые сцены»: нарушил симметрию петербургской версии, увеличил количество исполнителей. Именно Горский создал всем известный танец маленьких лебедей.
Горский продолжал менять и совершенствовать «Лебединое озеро» еще двадцать лет. Самую радикальную версию он создал в соавторстве с легендарным режиссером Владимиром Немировичем-Данченко в 1920 году. Партию Одетты-Одиллии они разделили на две и отдали разным танцовщицам; придумали партию Шута, которая с тех пор не покидает постановок «Лебединого озера». Финал балета впервые стал счастливым – до этого Зигфрид и Одетта погибали. В 1922 году Большой театр отказался от самых кардинальных изменений и вернулся к более традиционному варианту.
«Лебединое озеро» в постановке Горского не дошло до нас целиком, но до сих пор в большинстве редакций спектакля сохранились те или иные сценические воспоминания о работе балетмейстера. Нынешняя постановка — дань уважения этому великому мастеру.
Премьера новой хореографической редакции – 15 сентября 2018 года:
Хореограф-постановщик – Юрий Бурлака
Дирижер-постановщик – Евгений Хохлов
Художник-постановщик – Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург)
Художник по свету – Ирина Вторникова (Ростов-на-Дону)
Действующие лица
Одетта, королева лебедей/Одиллия, двойник Одетты
Принц Зигфрид
Владетельная принцесса
Злой гений, он же Владетельный князь фон Ротбарт
Вольфганг, наставник Принца
Придворный шут
Церемониймейстер
Танцы в I действии:
Вальс
Pas de trois
Танец маленьких лебедей
Танец больших лебедей
Танцы во II действии:
Танец шута и масок
Венгерский танец
Неаполитанский танец
Русский танец
Польский танец
Танцы в III действии:
Вальс лебедей
Мы в социальных сетях